2.2. Современная теория социальной работы о соотношении предмета социальной работы и предмета социальной педагогики.
Анализ отечественной и зарубежной научной литературы позволяет говорить о том, что социальная работа и социальная педагогика традиционно рассматривались как родственные области. В нашей стране в качестве научной проблемы тема соотношения социальной педагогики и социальной работы приобретает актуальность на рубеже XX – XXI в.в. При этом соотношение предмета социальной работы и социальной педагогики трактуется по-разному. Среди многообразия критериев такого соотношения, однако, преобладает опора на специфику практической деятельности социального работника и социального педагога. Еще недавно связи социальной работы и социальной педагогики в российской научной социально-педагогической литературе на общеметодологическом уровне определялись, как правило, исходя из линейной парадигмы: «или-или». Социальная педагогика может пониматься как особая отрасль социальной работы в области образования, а, следовательно, социальный педагог – это социальный работник, выполняющий функции воспитания, развития, совершенствования ребенка, ученика (И.А.Зимняя). Следует отметить, что подобное понимание проблемы свойственно шведским и английским ученым, которые считают социальных педагогов одной из трех основных групп социальных работников (две другие группы: социальные работники, занятыми уходом за больными людьми и инвалидами; социальные работники, осуществляющие патронаж и организацию помощи населению). Попытка развести понятия «социальный работник» и «социальный педагог», сформировала мнение, что у каждого из названных специалистов свои функции, задачи и сферы деятельности. Однако, при этом обнаруживается приоритет социальной работы. Социальный работник – это тот, кто работает в социуме, а потому сферой его деятельности может быть и школа, и семья, и медицинское учреждение, и микрорайон. Основной его функцией является создание и развитие отношений, способствующих успешной профессиональной деятельности, отношений между людьми и их окружением, активизация усилий подопечных – групп и общин по решению собственных проблем, посредничество между конфликтующими. Что касается социального педагога, то он тоже является социальным работником, но занимается преимущественно проблемами воспитания. Именно воспитательная функция социального педагога (не обучающая, и не образовательная), распространяющаяся не только на детей и подростков, но и на взрослых, является главной. Отсюда, делается вывод о том, что «социальный педагог» – лишь одна из специализаций социального работника (наряду, с так называемыми, «социальным юристом», «социальным психологом» и «социальным врачом»), а, следовательно, социальный работник – понятие более широкое. Определенная группа российских ученых отдает приоритет социальной педагогике, рассматривая социальную работу как составную ее часть (В.Г. Бочарова, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик). Считая разделение всей сферы деятельности социальных служб на социально-педагогическую и социальную работу устаревшим и неправомочным, ученые утверждают, что социальный педагог является «интегративным представителем» профессии социального работника, аргументируя это тем, что предметом социальной педагогики является процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов его жизни в различных сферах его микросреды». Отождествление социального педагога со школьным социальным работником или с социальным работником в сфере образования является, по их мнению, ошибочным, и совсем неверным было бы рассматривать его как одну из разновидностей социальных работников (В.Г.Бочарова). При этом подчеркивается значительное повышение роли социальной педагогики в интегративных науках, составляющих в совокупности науку такой профессии как социальная работа. Однако, ученые, с одной стороны, говорят о неприемлимости разделения деятельности в социуме на социально педагогическую и социальную работу, с другой стороны, признают, что функции социального педагога и социального работника не идентичны, при этом, деятельность социального педагога сориентирована на работу со всеми категориями населения, решения проблем которых осуществляется совместно с социальными работниками, специализирующихся по определенным профилям. И, в таком случае, понятия «социальный педагог» и «социальный работник» соотносятся как общее и специальное. Социальная педагогика рассматривается как отрасль педагогической науки, прикладной составляющей которой выступает социальная работа. Основанием для такого утверждения является общность их объекта: взаимодействие человека с самим собой, с другими людьми, с социумом. Таким образом, социальная педагогика, составляя теоретико методическую основу социальной работы, становится методологической базой социальной деятельности, обеспечивающей на функционально-прикладном уровне необходимый педагогический компонент, и поэтому в содержательном прикладном аспекте социальная педагогика может быть интерпретирована как «педагогика социальной работы». В этом случае социальная педагогика рассматривается как наука, призванная исследовать проблемы межличностных отношений, жизнедеятельности человека, соотношения самого индивида со средой с учетом ценностных ориентаций, которые формирует семья, школа, производственная среда на основе изучения позиции личности как субъекта самосовершенствования и изменения социума. Социальная работа же реализует теоретические положения социальной педагогики на практике. С точки зрения И.А. Зимней социальная педагогика понимается как одно из направлений социальной работы, а Е.Р. Смирнова и В.Н. Ярская рассматривают социальную педагогику как результат интеграции педагогики и теории социальной работы. Утверждение об объекте социальной работы как человеке страдающем детализируется в социальной педагогике совокупностью контингентов без ограничения возрастной шкалы, но с ограничением статусных характеристик. В традиционной системе обучения наиболее оригинально одаренные дети оказываются дезинтегрированными, отстающими, порой выброшенными из школы на улицу, в асоциальные формы жизни или психологическое подполье. Именно социальный инвайронмент учащихся артикулирует предмет социальной педагогики, которая, в свою очередь, оказывается в определенном смысле подсистемой социологии образования. С позиций профессиографии социальный педагог определяется в качестве социального работника в образовательном учреждении. В прикладной своей части формы и методы социальной педагогики одновременно становятся одним из видов технологий социальной работы: работа вместе с клиентом по овладению знанием, организации досуга, повышению конкурентоспособности и улучшению оснований для самовыражения. В итоге традиционная (классическая) педагогика имеет объектом контингент дошкольных и школьных учреждений, имеет ограничение статуса возрастной шкалой и аномией, в то время как объем содержания понятия социальной педагогики символизирует совпадение части тех контингентов, которыми занимаются педагоги и социальные работники. Социально-педагогическая деятельность носит характер социального смыслового действия в ситуации нетипичности в инвайронментальном поле образовательной реальности. Таким образом, социальная педагогика выступает сегодня в качестве социологического синтеза образования, традиционной педагогики, теории социальной работы, концепций нетипичности (В.Н.Ярская). Педагогика в социальной работе выступает в роли определенного стержня. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы (Е.И.Холостова). Учеными особо подчеркивается опасный характер попыток свести социальную педагогику к социальной работе, отождествить их под разными предлогами и с использованием различных аргументов, определив в качестве ее объектов только лиц с различными отклонениями, относящихся к социально проблемной группе населения. По их мнению, это тем более неоправданно, если вся социальная педагогика сводится к социальной работе лишь с детьми, имеющими социальные отклонения. Роль социальной педагогики в социальной работе может быть обоснована следующим образом: информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, социализации, развитии готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами и средствами. Решение социальных задач во многом определяется воспитанностью людей, поэтому педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов социальной работы. Важным педагогическим элементом социальной работы является формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека, готового к сотрудничеству, умеющего принимать и оказывать помощь. Социальная работа в конечном итоге должна подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность обрести цель и смысл жизни, средства, с помощью которых можно достичь продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного образования, что является педагогической целью. Педагогическое содержание социальной работы заключается и в неотъемлемых ее частях: социальная адаптация, социальная коррекция, социальная реабилитация. Считая социальную педагогику педагогикой отношений в социуме, ученые видят одну из сфер приложения усилий социальной педагогики социальную работу, называя ее при этом педагогикой социальной работы, наряду с социальным воспитанием (педагогика социального развития личности) и его преобразованием (педагогика социальной среды) (И.А.Липский). При этом не отрицается, что в деятельности социальных работников могут и должны использоваться социально-педагогические методы и технологии; более того, профессиональная социальная работа должна всегда являться педагогически ориентированной. С теоретической точки зрения, социальная педагогика в социальной работе рассматривается в качестве научного стержня, так как информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, социализации, развитии готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами и средствами. Представляет интерес вопрос о соотношении содержания социально педагогического знания и знания, составляющего методологические основы социальной педагогики. Если первое производится самой наукой и отражает ее предметную область, то второе отражает уже объектную область и превышает ее объем. Следовательно, знание, вырабатываемое науками, имеющими более высокий методологический статус, чем социальная педагогика, не может включаться в ее собственное знание. Соблюдение этого требования общего науковедения в данном случае удерживает от соблазна наполнения социальной педагогики социологическим, социально-философским, политологическим, социально-психологическим или любым другим содержанием. Иной подход приведет к «размыванию» знания социальной педагогики, подмене социально-педагогического содержания знаниями других наук, растворению ее специфики в этих науках, что не так уж редко встречается в настоящее время. Однако знания других наук, выполняющих по отношению к социальной педагогике методологическую функцию, играют роль ее методологических основ, определяя «узловые точки», ориентиры и направления ее развития, вписывая нашу науку в общую систему социального знания. Для представителей методологических наук также не менее важно воздержаться от соблазна включать социально-педагогическое знание в их содержание, что в настоящее время отнюдь не является исключительным случаем. Считается, что социальная педагогика и, например, педагогика социальной работы соотносятся как общее и конкретное (А.В.Мудрик). В этом случае, любой социальный педагог – это социальный работник, но не всякий социальный работник – социальный педагог. Под этим подразумевается, что социальная работа – это всякая деятельность, направленная на решение тех или иных проблем клиента ( медицинских, правовых, экономических, психологических, воспитательных и т.д.); в то время как социальная педагогика – это социальная работа, приоритетом которой служат педагогические цели и задачи, т. е. всё то, что направлено на развитие личностного потенциала клиента. При таком понимании социальная работа – это понятие с более широким объёмом содержания, чем социальная педагогика. Социальная педагогика может рассматриваться как одна из важнейших основ социальной работы и как одна из учебных дисциплин, формирующих профессионализм социального работника. Социальная педагогика может рассматриваться в качестве теоретической основы социальной работы. Объясняется это тем, что вне зависимости от ведомственной принадлежности социальная работа решает проблемы личности и поэтому не может не иметь педагогической направленности. Усиление педагогических аспектов социальной работы с личностью и семьей является реальной возможностью повышения ее эффективности. Вместе с тем, в последнее время все большую актуальность приобретает многомерная парадигма соотношения социальной работы и социальной педагогики, которая может быть выражена двумя разными формулами: во первых, формулой «и-и» в соответствии с принципом дополнительности, во вторых, формулой «неопределенность-дополнительность-совместимость» в соответствии с принципом дополнительности, трансформированным в синергетическую трактовку. Социальная работа и социальная педагогика – это не синонимы. Социальная работа как преемница первоначальных форм благотворительности и опеки – более широкое понятие, но включающее также педагогическое воздействие и деятельность по защите человека, по оказанию ему помощи; социальная же педагогика обозначает лишь сферы деятельности с педагогическими целями, включая работу со взрослыми, так как воспитание и образование – процессы, сопровождающие всю жизнь человека. Таким образом, социальная работа направлена на практическое решение социальных проблем, на помощь незащищенным или малозащищенным группам населения, а социальная педагогика подразумевает скорее профилактику и внешкольное образование. Предлагается не разделять социальную работу и социальную педагогику, а рассматривать их как одни и те же научные дисцилины, аналогичные исследования и теоремы, которые можно наблюдать и в процессе обучения, и на практике. Поле деятельности социальной работы и социальной педагогики значительно расширилось и взаимно переплелось. Произошла интеграция задач из области социальной педагогики и социальной работы, и, следовательно, деление единой области на социальную работу и социальную педагогику возводит искусственные границы, затрудняет совместную деятельность и дальнейшее развитие, является препятствием на пути развития общего поля действия. Поэтому и на рынке труда, и в письменных документах при указании на человека, занятого в сфере социальных услуг, используется параллельное обозначение – социальный работник/социальный педагог и, соответственно, сферы деятельности – социальная работа и социальная педагогика либо рассматриваются как синонимы и могут взаимозаменяться, либо употребляется объединяющий эти сферы деятельности термин – «социальная работа». Для сравнения укажем, что в немецкоговорящих странах более распространен термин «социальная педагогика», при этом международным стандартам соответствует англо-американский термин «social work» – «социальная работа». Во многих странах термины «педагогика», «социальная педагогика», «социальный педагог» вообще не употребляются. Так, в США в учебных заведениях вместо педагогики студенты изучают курс философии образования, а область практико-ориентированной помощи людям относится к социальной работе, хотя среди социальных работников есть специалисты, которые ориентированы именно на оказание помощи детям с различными проблемами. В Бельгии используется термин «ортопедагогика», близкий к понятиям «специальная педагогика» и «социальная педагогика». Существует мнение, что социальная работа и социальная педагогика – это самостоятельные дисциплины и сферы практической деятельности, которые базируются, прежде всего, на фундаменте социальной философии, социологии и психологии, при этом социальная педагогика является частью общей педагогики (Л.В.Топчий). Точка зрения ученых, рассматривающих социальную педагогику в качестве теоретико-методической основы социальной работы, в этом случае считается неправомерной, принижающей роль социальной работы как самостоятельной науки и профессиональной деятельности. При этом социальная работа определяется как прикладная социальная наука и специфическая профессиональная деятельность, которая является методом, средством для достижения целей и задач социального обслуживания отдельного человека, семьи или социальной группы и определяет предметно инструментальную основу профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Обращается внимание на то, что, несмотря на сходность областей деятельности и объектов социальной работы и социальной педагогики, - это отдельные, не совпадающие друг с другом сферы деятельности, знания и профессиональной подготовки, при этом социальный работник должен знать основы социальной педагогики и уметь осуществлять социально педагогическое воздействие. Наиболее корректным представляется рассмотрение социальной педагогики и социальной работы в качестве самостоятельных научных дисциплин и как специфических видов практической деятельности. Указание на значительную роль воспитательного и социализирующего компонентов педагогики в решении теоретических, методических и практических задач социальной работы подчеркивает, что в социальной работе используются не только педагогические технологии и что она выполняет функции, которые выходят далеко за рамки педагогической практики. При этом роль социальной педагогики заключается в посредничестве между социальной средой и отдельными отраслями педагогической науки (П.Д.Павленок). При рассмотрении теоретических и методологических отношений социальной работы с педагогикой делается вывод, что если объектные и субъектные компоненты социальной педагогики и социальной работы в основном совпадают, то аспектные подходы принципиально различны. Социальная работа в качестве основного аспекта имеет самодеятельную активность людей, ведущую их к социализации в конкретных обстоятельствах жизнедеятельности, в то время как социальная педагогика ориентирована на формирование актуальных качеств, значимых для широкого круга ситуаций жизнедеятельности и используемых в процессе социальной работы. С одной стороны, социальные работники и социальные педагоги занимаются решением одних и тех же проблем, и их задачи реализуются в одной и той же плоскости, с другой стороны, отмечается разница между ними, которая заключается в том, что деятельность социального работника направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, тогда как социальный педагог осуществляет воспитание человека в социуме (М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова). Существующее в современной научной литературе смешение понятий социальная работа и социальная педагогика объясняется несколькими причинами. Во-первых, институт социальной педагогики не получил широкого развития в Европе и Америке, ее рассматривают как часть социальной работы. Во-вторых, в России институты социальной работы и социальной педагогики формировались одновременно и ее первые теоретики считали, что отечественная социальная работа отличается от американской тем, что она делает значительный акцент на активизацию самого человека в решении своих социальных проблем. В этом заключается педагогика социальной работы — социальная педагогика. И, в-третьих, подход к социальной педагогике как педагогике социальной работы поддерживается зарубежными специалистами. Вместе с тем, социальная работа и социальная педагогика имеют свои цели, объект и предмет. Цель социальной работы – социальная защита, социальная помощь, социальная поддержка, социальное обслуживание и пр. Объект – человек, имеющий социальную проблему, которую он не может решить самостоятельно. Предмет – оказание материальной помощи, социальная защита человека, процесс консультирования, процесс социального обслуживания человека с особыми нуждами и пр. Цель социальной педагогики – социально-педагогическая оценка (экспертиза), социальное развитие, социальное воспитание, их коррекция и реабилитация, исправление и перевоспитание. Объект – человек, нуждающийся в социально-педагогической помощи. Предмет – социально-педагогический процесс развития, воспитания, коррекции или реабилитации и пр. исследователь резюмирует: в каких-то проявлениях социальная работа и социальная педагогика могут совпадать, пересекаться, а в каких-то нет (Л.В.Мардахаев). При этом рекомендуется различать педагогическую деятельность в социальной среде и социально-педагогическую деятельность. Педагогическая деятельность в социальной среде свидетельствует о ее педагогической направленности и месте ее практической реализации (в данной социальной среде). Она не всегда выражает социально-педагогический характер. Речь чаще всего идет о воспитании, обучении, развитии конкретного человека, представителя данной среды. Выражение «социально-педагогическая деятельность» говорит о ее социальной направленности. Это педагогическая деятельность по отношению к конкретному человеку, группе, социальной среде в интересах достижения социально-педагогических целей. Такая деятельность носит непосредственный характер – прямое воздействие на человека, группу (взаимодействие с ними); опосредованный – использование воспитательных ( стимулирующих, побуждающих, предупреждающих и пр.) возможностей среды, целенаправленное создание (преобразование) педагогической ситуации среды в интересах достижения конкретных социально-педагогических целей. Подчеркивается тесная связь социальной педагогики с социальной работой. Социальная работа предусматривает значительный объем решения социально-педагогических проблем человека. Исключительно важным аспектом выступает мобилизация самого человека, активизация его индивидуальных возможностей на самоактивизацию, самореализацию. В этом плане социальная работа использует возможности социальной педагогики: убеждает, внушает, разъясняет, побуждает, активизирует, помогает, показывает пример, настаивает и пр. Главными методами выступают убеждение, внушение. Их назначение заключается в том, чтобы социальному работнику добиться получения союзника в работе с человеком в нем самом, превращения его из объекта в субъект саморазвития, самосовершенствования, самореализации. Данный факт диктует необходимость специальной социально педагогической подготовки социального работника. Отсюда и высокие требования к социальному работнику с позиции его социально-педагогической компетенции: не только знать и уметь, но и его способность применять эти (социально-педагогические) знания, навыки и умения в работе с клиентом. В конечном счете, социальная работа и социальная педагогика призваны способствовать решению социальных проблем человека в реальных условиях среды своими, специфическими методами. Однако чаще всего социальные проблемы человека носят комплексный характер и требуются усилия нескольких специалистов различных направлений: социального работника, социального педагога, социального психолога, правоведа, медицинского работника и других. Следует обратить внимание на то, что если на теоретическом уровне проблема соотношения категорий «социальная работа» и «социальная педагогика» не решена окончательно, то практика доказывает неидентичность социальной и социально-педагогической деятельности, так как объект и предмет социальной работы значительно шире, а технологии и методы гораздо разнообразнее. Анализируя возможности соотношения предмета социальной работы и предмета социальной педагогики можно прийти к выводу, что на уровне теорий наиболее приемлемым способом соотношения является поиск общего и частного, а также определение сущности взаимовлияния двух наук в исторической перспективе. Пока ведутся научные дискуссии о соотношении предмета теории социальной работы и социальной педагогики, в практической деятельности их различное происхождение проявляется достаточно четко в том, что социальные педагоги в своей работе опираются, прежде всего, на теоретические и методические основы педагогической деятельности, тогда как социальные работники используют, главным образом, социологические теории и технологии и социологические методы исследования. В то же время области практической деятельности социальной педагогики и социальной работы настолько близки и по функциям, и по содержанию, и по методам работы, что они не могут не пересекаться. Выделяется то общее и специфическое, что связывает социальную работу и социальную педагогику как области практической деятельности. В первую очередь, это касается их объекта, или адресата. В поле зрения социальной работы попадает человек, но не любой, а тот, у которого есть проблемы, мешающие человеку быть успешным, благополучным членом общества, жить полноценной жизнью. Проблемы могут носить психологический, медицинский, правовой, материальный и иной характер, могут быть связаны с внешними, не зависящими от человека факторами (экологические, социальные, техногенные, межнациональные и другие катаклизмы), или внутренними личностными проблемами (нездоровье, отклонения в физическом или психическом развитии и пр.). Для социальной работы важно то, что человек не может разрешить эти проблемы самостоятельно и поэтому нуждается в чьей-то профессиональной помощи. Таким образом, можно сказать, что объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т. е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста. В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации – превращения индивида в социального субъекта, т.е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность (М.А. Галагузова). Сопоставление этих объектов наглядно показывает и то, что сближает эти две науки и области практической деятельности, и то, что их концептуально отличает. Показательно с этой точки зрения то, что человека, которому оказывается помощь, в социальной работе, как правило, называют клиентом, в социальной же педагогике обычно употребляется слово ребенок. Следует сделать вывод о том, что попытки подчинить социальную педагогику социальной работе и наоборот, нужно рассматривать как закономерное явление в развитии наук. Таким образом, в современных подходах к соотношению предмета социальной работы и социальной педагогики наблюдается устойчивая тенденция к их разграничению, связанная с объективной необходимостью их теоретического развития, признания самостоятельного научного статуса данных отраслей знания. Анализ существующих точек зрения на соотношение предмета социальной работы и социальной педагогики позволяет говорить о том, что на современном этапе развития социально-гуманитарного знания при всей дискуссионности научного статуса социальной работы и социальной педагогики как наук, разграничение предмета данных областей знания возможно только при выделении узкого их понимания. Узкие трактовки позволяют довольно четко очертить границы предметных областей рассматриваемых наук. Но, как справедливо отмечают многие исследователи, в то же самое время узкие трактовки предмета ограничивают и даже обедняют понимание сущности рассматриваемых наук. В современных подходах к предмету социальной работы и предмету социальной педагогики наметилась тенденция именно к их широкому пониманию. Широкие трактовки, учитывающие развитые междисциплинарные связи наук и многомерность изучаемых ими феноменов, напротив, расширяют и обогащают понимание социальной работы и социальной педагогики, но в то же самое время значительно усложняют разграничение предмета смежных научных отраслей и, следовательно, обостряют проблемы утверждения их самостоятельного научного статуса. Исходя из современных тенденций в понимании предмета социальной работы и предмета социальной педагогики, тенденций в их соотношении, а также учитывая тесную взаимосвязь и междисциплинарный характер данных наук, изучающих схожие комплексные социальные феномены, необходимо признать в качестве наиболее корректного для выявления возможностей их разграничения системный, комплексный подход. Данный подход позволяет соотнести в изучаемом объекте различные явления, установить возможности их взаимосвязи, взаимовлияния, взаимообусловленности, выявить общие закономерности, найти общее и частное, объединить в общую систему многообразие уже известных и вновь получаемых научных фактов. Применение системного подхода к разграничению предметных областей социальной работы и социальной педагогики возможно при соблюдении ряда условий. Во-первых, важное значение имеет понимание междисциплинарного характера данных отраслей знания как проявления естественных для современной науки процессов – дифференциации и интеграции, – но не признаком теоретической несостоятельности социальной работы и социальной педагогики. Во-вторых, учитывая тесную взаимосвязь теории и практики данных наук, необходимо, прежде всего, признать специфику социальной работы и социальной педагогики как видов практической деятельности, определить сферы влияния каждой из них, обосновать причины и необходимость точек пересечения. Это позволит выявить их теоретическую специфику – сформулировать предмет их теории. В-третьих, необходимо согласование на уровне международного научного сообщества точек зрения на феномены социальной работы и социальной педагогики, согласование соответствующих терминов.
Итак, на основе анализа подходов к соотношению предмета социальной работы и социальной педагогики можно сделать ряд выводов.
1. В настоящее время в соотношении предмета социальной работы и социальной педагогики обнаруживают себя две парадигмы: «или-или» и «и-и» (и ее вариация «неопределенность-дополнительность-совместимость»). В рамках линейной парадигмы («или-или») имеют место следующие трактовки соотношения исследуемых наук: предмет социальной работы шире, чем предмет социальной педагогики, поскольку социальная педагогика рассматривается как особая отрасль, одно из направлений социальной работы; предмет социальной педагогики шире предмета социальной работы, поскольку данные науки рассматриваются как общее и специальное соответственно; исключительное признание социальной педагогики, поскольку она рассматривается как теоретико-методологическая основа социальной работы, являющейся прикладной составляющей социальной педагогики; понимание социальной педагогики как результата интеграции педагогики и теории социальной работы. В рамках многомерной парадигмы соотношения социальной работы и социальной педагогики обнаруживают себя следующие вариации соотношения исследуемых наук: разграничение предмета, задач и методов социальной работы и социальной педагогики и признание общности сфер деятельности и необходимости взаимодействия; абсолютное разграничение предметных областей социальной работы и социальной педагогики как наук и сфер деятельности; признание их аналогичности, синомичности, взаимозаменяемости. В современном социально-гуманитарном знании наметилась тенденция к разграничению предметных областей социальной работы и социальной педагогики.
2. В многообразии критериев соотношения предмета социальной работы и социальной педагогики преобладает опора на специфику практической деятельности социального работника и социального педагога. Многие исследователи признают, что если на теоретическом уровне проблема соотношения этих категорий не решена окончательно, то практика доказывает неидентичность социальной и социально-педагогической деятельности. В то же время области практической деятельности социальной педагогики и социальной работы настолько близки и по функциям, и по содержанию, и по методам работы, что они не могут не пересекаться.
3. Анализ подходов к соотношению предмета социальной работы и социальной педагогики позволил выявить их сильные и слабые стороны и наметить возможные рассматриваемых наук. пути разграничения предметных областей На современном этапе развития социально-гуманитарного знания при всей дискуссионности научного статуса социальной работы и социальной педагогики как наук, разграничение предмета данных областей знания возможно только при выделении узкого их понимания. Однако узкие трактовки предмета ограничивают и даже обедняют понимание сущности рассматриваемых наук и в современных подходах к предмету социальной работы и социальной педагогики наметилась тенденция именно к их широкому пониманию. Это обусловливает признание в качестве наиболее корректного для выявления возможностей разграничения предмета социальной работы и социальной педагогики системного, комплексного подхода. Системный подход позволяет соотнести общее и частное, специфическое в предмете социальной работы и социальной педагогики и предполагает соблюдение нескольких условий: понимание междисциплинарного характера данных отраслей знания как проявления естественных для современной науки процессов, но не признаком теоретической несостоятельности социальной работы и социальной педагогики; признание специфики социальной работы и социальной педагогики как видов практической деятельности, определение сфер влияния каждой из них, обоснование причин и необходимости точек пересечения; согласование на уровне международного научного сообщества точек зрения на феномены социальной работы и социальной педагогики, согласование соответствующих терминов.