«Одним из основных источников импрессинга… является общение с представителями ближайшего социального окружения, которые выполняют функцию трансляторов социокультурных ценностей. Любое впечатление от общения в силу стечения обстоятельств может обрести для ребенка исключительную значимость, любой человек из окружения в любой момент может стать причастным к импрессингу, даже не ставя перед собой такой цели и, более того, не осознавая этого…. В жизни маленького Тургенева импрессинговых ситуаций было несколько и каждая из них способствовала устойчивому интересу к литературному творчеству. В раннем детстве это чтение стихов в потаенных уголках парка с одним из дворовых... Детское общение с крепостным Леонтием Серебряковым, “страстным поклонником поэзии”, стало решающим для активизации литературных способностей И.С. Тургенева [Тургенев И.С. Автобиография]. Сам Тургенев, позиционировавший свои произведения как автобиографические, в повести “Пунин и Бабурин” пишет о невозможности передать словами чувства, которые он испытывал, когда этот простой и такой важный в его жизни человек, “словно сказочный пустынник или добрый дух” [Тургенев И.С. Пунин и Бабурин], появлялся перед ним с новой книжкой и уводил с собой в сад, где их чтению никто не мог помешать…. …Затем — яркие впечатления от встречи с В.А. Жуковским, когда знаменитый поэт приезжал в Спасское и в домашнем спектакле играл роль волшебника. А в возрасте восьми лет — сильнейший импрессинг — похищение с Серебряковым книг из семейной библиотеки. Впечатления от того важного в жизни писателя происшествия сам Тургенев подробно и ярко описал в уже упомянутой повести “Пунин и Бабурин”: “И вот удалось нам уйти незамеченными… вот мы сидим уже рядком, вот уже и книга медленно раскрывается, издавая резкий, для меня тогда неизъяснимо приятный запах плесени и старья!..” [Тургенев И.С. Пунин и Бабурин]… Импрессинг — это не только ситуации непосредственного общения, но и наблюдения за чем-либо. У маленького Тургенева обнаруживаем совсем не редкие в жизни детей дворян наблюдения за сценами несправедливости и насилия. Одно из них особо затронуло мальчика: тому довелось увидеть жестокое и несправедливое наказание, которому по распоряжению своенравной матери Тургенева подвергся его дорогой друг любитель стихов дворовой Серебряков. Ручьи слез, текущие по своим щекам, Тургенев запомнил на всю жизнь [Тургенев И.С. Пунин и Бабурин]».
По материалам статьи Е.В. Викторовой «Социокультурные характеристики импрессинга: биографические нарративы», опубликованной в иллюстрированном научно-популярном журнале «Человек» (Российская Академия Наук, 2017, №2).